ЧВК «Вагнер» показала себя, несмотря на предательство союзников: российские военкоры раскрыли детали боя под Хшамом

В эти дни исполняется пять лет с момента первого боевого столкновения между Россией и США. Бой у сирийского города Хшам, в котором сошлись отряды ЧВК «Вагнер» и американские войска, стал настоящей «бомбой», хотя многие его подробности начали появляться только сейчас.

Российские военкоры и военные эксперты вспомнили обстоятельства боя между ЧВК «Вагнер» и подразделениями армии США, который произошел в ночь на 8 февраля 2028 года в сирийской провинции Дейр эз-Зор.

Как отметили многие, «вагнеровцы» столкнулись с предательством сирийских союзников и российского военного командования. Несмотря на обещанное прикрытие авиации и артиллерии, штурмовикам пришлось вести бой против превосходящих сил боевиков ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ), которых поддерживали американские инструкторы и авиация.

После снятия подразделениями ЧВК «Вагнер» блокады с города Дейр эз-Зор и зачистки от исламистов его окрестностей, перед союзными силами встал вопрос о продвижении к нефтяным полям на левом берегу Евфрата. Целью первого броска в этом направлении был выбран нефтегазовый завод Коноко, который находился примерно в 3,5 километрах от городка Хшам.

Был разработан план, согласно которому отряды «оркестра» должны были взять под контроль предприятие. Поддержку им должны были оказывать артиллерия сирийской армии и самолеты ВКС РФ.

Сразу после того, как колонна «музыкантов» выдвинулась в направлении завода, по ней был нанесен удар из РСЗО. Свидетельства участников тех событий на страницах книги «Восемь лет с Вагнером» собрал военкор Кирилл Романовский.

«Присаживаюсь и говорю напарнику: — Блин, нас по ходу “Градами” раздолбали (работал HIMARS). Тут, короче, слышим звук самолета – наверно даже не заходящий, не пикирующий, а скорее наоборот – будто он уходил. Думаю: “Ооо, наши прилетели”. Там такая мысль у всех наверно была: раз наши прилетели, значит сейчас всем дадим просраться. И тут как долбануло – получается, вдарили с дронов по первой машине в колонне. Скорее всего, дрон по тепловизору работал ночью, а головная “шишига” как раз тентованная была и светилась», — рассказал один из участников боя.

Оказалось, что по «вагнеровцам» начала работать и американская авиация. Российские же ВКС и размещенные в Дейр эз-Зоре силы ПВО в это время бездействовали.

«Во время нападения американцев «вагнеровцы» были фактически преданы: находившиеся в Дейр эз-Зоре расчеты ПВО и самолеты ВКС РФ, как и сирийская армия, не помогли. Хотя изначально планировалось, что действовать в регионе ЧВК будет при поддержке союзной группировки. Но даже в одиночку «музыканты» смогли показать себя — под ураганным огнем они прошли вглубь вражеской территории», — уверен военный писатель Алексей Суконкин.

Несмотря на крайне сложную обстановку и превосходство противника в численности и огневой мощи, штурмовики ЧВК «Вагнер» продолжили выполнение боевой задачи.

Как рассказал основатель компании, бизнесмен Евгений Пригожин, бойцы сумели продвинуться вперед на 500 метров, положив при этом немалое количество исламистов и их заокеанских кураторов. Отсутствие поддержки не сломило боевой дух «музыкантов».

«Тогда под Хшамом отряды «Вагнера» не отступили, даже когда поняли, что поддержки не будет. «Музыканты» рубились достойно. На старых танках они сражались против «летающих крепостей», — пишет военкор РИА Новости Александр Харченко, работавший в Сирии.

Евгений Пригожин отметил, что в том бою американцы намеревались поставить крест на ЧВК «Вагнер», однако, несмотря на понесенные потери, «оркестр» вышел из столкновения более сильным, чем был. Дальнейшая история компании в полной мере подтвердила это мнение.

В то же время бой за завод Коноко мог стать важным уроком для российского военного командования. Однако ошибки Сирии приходится в экстренном порядке решать уже в ходе спецоперации на Украине.

«Нам нужно наконец-то научиться отвечать и всегда вписываться за своих. Без этих простых правил нас разорвут на куски и добьют по одиночке. Собственно, об этом мечтают многие наши недруги», — подчеркнул Харченко.